Строительный интернет-портал Klag.Ru






Из истории строительства петербургских мостов: Египетский мост


25.05.2012
назад      вперед
Просмотров: 1038

Из истории строительства петербургских мостов: Египетский мост фото Египетский мост между собой соединяет Покровский и Безымянный острова, и идет через реку Фонтанку. Мост расположен в Адмиралтейском районе Петербурга. Свое название сооружение получило по причине специфического архитектурного решения, в котором был отражен интерес к культуре Древнего Египта - в начале 19 века он был особенно высок. Колонны, порталы, карниз и прочие элементы моста украшают узоры, составленные из иероглифов. Известно, что одним из прообразов моста в свое время стал Пантелеймоновский мост через Фонтанку, который расположен неподалеку от Летнего сада. Цель строительства такого моста неизвестна до сих пор. Некоторые специалисты считают, что мост был построен с целью воспитания патриотизма в рядах российской армии, на что указывают расположенные неподалеку казармы. Однако точной и подтвержденной фактами версии нет.

Египетский мост строился с 1825 по 1826 году. Авторами его проекта, а также руководителями его реализации стали известные в России инженеры фон Треттер и Христианович. Эти же инженеры являлись авторами проекта Пантелеймоновского цепного моста в Петербурге, который был построен ранее. Размеры пролета Египетского моста изначально составляли около 55 метров, ширина моста составляла почти 18 метров. Специально для строительства моста были установлены устои, выступающие прямо в реку, и облицованные гранитом. Основное отличие нового моста от его прообраза - наличие нескольких ниток цепей, которые были установлены на высоких воротах из чугуна. Окончания цепей были закреплены в массивах их камня, которые были помещены в землю.

Однопролетный Египетский мост был достаточно эстетично оформлен. Помимо иероглифов, аналогичные изображения украшали и решетку моста. На берегах реки Фонтанки, на участках въезда на мост, расположились скульптуры лежащих на постаментах из гранита сфинксов. Автором скульптур стал академик Соколов. На головах скульптур были установлены фонари с шестью гранями.На сегодняшний день сфинксы являются единственным элементом оформления моста, который сохранился с тех самых пор. И скульптуры, и конструкции для моста из металла были изготовлены на заводе Берда.

Уже после постройки, в процессе эксплуатации, Египетский мост много раз ремонтировался. Так, ремонтные работы выполнялись в 1876, 1887, 1894, в 1900 и в 1904 годах. Зимой 1905 года по Египетскому мосту проходил отряд кавалерии, навстречу которому шли несколько саней с возницами. Не выдержав такой нагрузки, мост обрушился прямо на речной лед. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Версий обрушения моста было несколько. Основная из них - неспособность конструкции моста справиться с достаточно ритмичными колебаниями, которые стали следствием шага военных. По этой причине в конструкции произошел существенный резонанс. В соответствии с другими версиями, мост мог обрушиться по причине ошибки, допущенной еще на стадии его проектирования, либо по причине появления "раковины" на одной их цепей. Цепь, таким образом, не смогла выдержать толчки от движения всадников, а также их веса. Выдвигались также и мистические версии обрушения моста.
После обрушения Египетского моста неподалеку от него, чуть в стороне от Лермонтовского проспекта, в Усачевском переулке, был возведен семипролетный деревянный мост, который отлично функционировал вплоть до середины 50-х годов прошлого века. Официальное открытие временного моста состоялось уже в апреле 1905 года.

Заново мост был построен в 1956 году, автором его проекта стал советский инженер Демченко, а также архитекторы Васильковский и Арешев. Пролетные строения были выполнены в двухшарнирной сварной рамной форме, имели криволинейное очертание нижнего ригельного пояса. На девяти рамах, параллельных друг другу, была установлена плита для проезжей части, выполненная из железобетона. Устои берега были облицованы гранитом, скульптуры отреставрировали, также к ним были вновь добавлены фонари.



Перейти к списку строительных историй

Самое читаемое: