Строительный интернет-портал Klag.Ru






Растрелли – великий российский зодчий


25.01.2014
назад      вперед
Просмотров: 1136

Имя Варфоломея Растрелли занимает особое место в истории отечественной архитектуры -  пожалуй, это одно из самых известных имен, знакомых даже тем, кто весьма далек от архитектуры. Его шедевры – это гордость городов, их украшения, великие памятники архитектуры  и бесценные исторические  ценности. 

Растрелли работал во времена активного культурного, научного, технического  и экономического развития России и сопутствующего ему архитектурного и строительного расцвета. В стране строили дворцы, дома для богатых людей, монастыри и церкви. Некоторая сдержанность архитектурных форм, присущая петровским временам, уступила место роскошным и изысканным декоративным формам. Растрелли владел поистине удивительной фантазией, великим талантом в создании масштабных, ярких и изысканных архитектурных ансамблей. В них изобилии использовались насыщенные и яркие цвета – красный, золото, синий, белый, зеленый – а также целые композиции колонн, роскошных фронтонов, лепнины, скульптур и композиций, эффектов с игрой света и тени. Растрелли широко использовал весь арсенал возможных и невозможных выразительных средств стиля барокко, что позволяло создавать архитектурные шедевры: Петродворец, Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Андреевская церковь в Киеве и другие объекты. 

Специалисты отмечают, что в своих проектах зодчий никогда не использовал усложненных очертаний и контуров стен в планах, не допускал несоответствия внутренних и внешних объемов. Так, все помещения в его зданиях были прямоугольной формы или призматическими по объему, однако их пропорции были таковы, что выглядели весьма изысканно и эффектно. Так, внутренний объем Большого тронного зала Екатерининского дворца в Царском селе имеет ограничение шестью плоскостями, однако невероятная эффектность этого помещения достигается за счет системы больших двусветных окон с арочными перемычками, а также за счет того, что узкие простенки между ними закрытыми зеркалами в резных изысканных рамах.В зале использован наборный паркет из хорошей паркетной доски, плафонная живопись и многое другое – в результате создается невероятный зрительный эффект, еще более усиливавшийся в вечернее  время, когда зал освещался сотнями свечей.

Растрелли обращал самое пристальное внимание на организацию пространств, он буквально «режиссировал» архитектурные ансамбли. Так, подъезд к Екатерининскому дворцу построен таким образом, чтобы человек проследовал вдоль всего фасада, полюбовавшись его красотой, оценив звенья фасадной композиции, ритмически сменяющих друг друга. Лишь после этого зритель попадал внутрь дворца, представая перед широкой парадной лестницей. Поднявшись по ней, ему предстояло пройти анфиладу сверкающих помещений и оказаться в царственном Большом зале. 

В других работах Растрелли также использовались четкие планы и объемные визуальные решения, позволявшие добиться выдающегося результата. Парадные царственные сооружения зодчего – Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец, Смольный монастырь и другие – поражали воображение его современников, но, впрочем, они удивляют своей красотой и изысканностью до сих пор. Эти объекты стали монументальными памятникам той эпохи, как в свое время они должны были стать подтверждением величия пост-петровской России. 



Перейти к списку строительных историй

Самое читаемое: