Строительный интернет-портал Klag.Ru






Из истории строительства Большого Каменного моста в Москве


22.01.2012
назад      вперед
Просмотров: 1675

Из истории строительства Большого Каменного моста в Москве фото Московский Большой Каменный мост соединяет между собой берега Москвы-реки, а именно - Боровицкую площадь, улицы Знаменка и Моховая, улицу Большая Полянка и Болотный остров.

Известно, что на том месте, где сегодня располагается мост, еще в период основания Москвы находился брод, через который проходила дорога из Рязани в Новгород, через Волок Ламский - это известная дорога Волоцкая. Позже на месте брода установили так называемый "живой" мост, который мог разводиться для того, чтобы пропускать проходившие по реке корабли. В 16-м веке напротив моста были построены Водяные ворота. В 1643 году страсбургский мастер Кристлер начал строительство самого первого постоянного моста из камня через реку. Строительство моста было остановлено после смерти царя - многие посчитали проект слишком дорогостоящим и амбициозным. Возобновить работы удалось только в 1687 году, по указу царевны Софьи. Строительство продолжалось по проекту Кристлера, курировал работы старец Филарет. В 1692 году мост был построен, и получил название "Всехсвятский". Также мост был известен и под некоторыми другими названиями - Новый каменный мост, Берсеневский мост. Название, под которым мост известен сегодня, он получил несколько позже.

Примечательно, что Всехсвятский мост находился не совсем там, где сегодня находится Большой Каменный мост. Он начинался возле того места, где сегодня стоит Дом на Набережной, и проходил к улице Ленивке. Общая длина моста составила порядка 170 метров, его ширина составила 22 метра. Мост состоял из восьми арок, те, которое были расположены посередине, использовались для пропуска лодок и плотов, и имели пролеты в 15 метров. Перед началом моста, на стороне Замоскворечья, была построена Шестивратная башня, оснащенная шестью проемами-воротами, несколькими ярусами, которые совпадали по уровню с кремлевской Боровицкой башней.Увенчивали башню два шатра, украшенные изображениями герба России - двуглавыми орлами.

Строительство моста обошлось государству очень дорого. Сумма настолько поражала современников, что очень скоро в Москве получила распространение поговорка - "дороже Каменного моста", используемая как сравнительная характеристика чего-то запредельно дорогостоящего. В те времена мост представлял для населения Москвы и всей России настоящее "чудо света", и считался такой же столичной достопримечательностью, как, например, Царь-Колокол, Сухарева башня или Царь-Пушка.

Так как мост был в несколько раз шире даже самых основных улиц Москвы, его начали с обеих сторон застраивать. Так, во времена правления Петра Первого, на мосту была построена палата Предтечевского монастыря, несколько палат Меньшикова, а также пивной двор и табачная таможня. Также на мосту располагался и известный в то время в Москве кабак "Заверняйка". В башне расположилась Корчемная канцелярия, а также тюрьма для тех, кто обвинялся в подпольном производстве вина. Под тюрьмой были расположены галереи для прогулок - гульбища. Из галереи по деревянному сходу можно было спуститься на набережную, к Берсеневке и к Царицынскому лугу. Под мостом размещался так называемый пивной ледник, возле водоотводных быков были установлены мельницы, плотины и отводные ворота.

Мельницы были снесены в 1731 году по указу императрицы Анны Иоановны, также были расчищены и мостовые быки. Мост достаточно серьезно пострадал в 1783 году от наводнения - несколько арок моста разрушились, погибло несколько человек. Еще одно наводнение, в 1786 году, нанесло новый урон сооружению. После этого было принято решение о реконструкции и о ремонте моста. В процессе реконструкции, которая продолжалась до 1792 года, и обошлась государственной казне в 213 тысяч рублей, мост удалось укрепить. Были снесены лавки, демонтирована башня, по бокам моста были установлены перила.

В настоящее время при строительстве зданий и сооружений не обойтись без применения металлопроката различного сортамента. Для устройства монолитных фундаментов, перекрытий, бетонных лестниц, при изготовлении плит перекрытий и дорожных плит используется арматура необходимого диаметра. В Москве металлопрокат со склада можно купить в ПК Металлоцентр.



Перейти к списку строительных историй

Самое читаемое: